Профориентация – это не просто выбор профессии. Это процесс самоопределения, влияющий на всю последующую жизнь. 
 
Профессиональное воспитание — процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности, личностных качеств.
 
 
Главные задачи профориентации:
- сформировать положительное отношение к труду,
 
- ознакомить с разнообразными профессиями и их значением,
 
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности,
 
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами,
 
- научить анализировать свои возможности и способности,
 
- оказать помощь в выборе учреждения профессионального образования.
 
  
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьезна. Особенно сегодня, когда наше общество вступает в рыночные отношения. От человека все в большей степени требуется профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать свое дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 типов:
 
1. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа. 
2. Человек - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари и т.д., использующие технические устройства. 
3. Человек - человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К такому виду профессий относится учитель, врач, журналист и продавец. 
  4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, программисты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. 
  5. Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
 
А также существует профориентация по книгам  - это необычный способ выбора профессии. Именно читая книги о деятельности и работе в той или иной отрасли, вы сможете больше узнать о профессии и понять, подходит ли она вам. 
 
 
Возрастные этапы профессиональной ориентации
Анкета профессионального самоопределения
Профессиоанльная беседа-диалог "Как выбрать профессию"
Беседа "Ошибки при выборе профессии", презентация 
Презентация "Как выбрать профессию"
Презентация "В мире новых профессий"